Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

"Я открыла Америку. Изобрела велосипед..."

"...Я поняла, в чем сила учителя. Почему прежде это была уважаемая профессия, а сейчас она — дерьмо собачье.
Раньше учитель олицетворял образованность, воспитанность и интеллигентность. Он знал то, чего большинство не знало, — законы Ома и Ньютона, что такое климатические пояса и фразеологические обороты, гипотенузы и косинусы.
Теперь другие времена. Все нахватались верхушек. Танюша смеется: «Высшее СМИ-шное образование», — причем ударение во втором слове делает на «о». Каждый сам себе знаток.
А вот учителя в знатоки попадают все реже. Некоторые не могут, а многие не хотят.

Почему? Потому что есть еще одно, субъективное.
Если нет дождя, цветок растет плохо. Но он растет еще хуже, если его топтать сапогами, методично и сознательно уничтожая.
Раньше слово учителя было если не закон, то нечто близкое к нему. Для ученика, для родителей, братьев и сватьёв. Он и подзатыльник для ускорения умственных процессов мог дать, и в угол шкодника поставить. А сейчас ему самому навешивают со всех сторон. Он — самое слабое, бесправное и беззащитное звено.
Кто же его уважать будет? Уважают тех, от кого что-то зависит.

Осталось только официально передать кнут родителям. А вот так: дитятко таблицу умножения или падежи не усвоило — кто виноват? Учитель. Что делать? Ату его, бестолочь, ату!!! Ребенку не смог объяснить! За что только деньги получает? Лишить его надбавок, да что там, зарплаты лишить! На колени его, на горох! Будет знать, как нашу кровинушку обижать! И какая разница, кто там чего построил, завоевал, открыл?! Мы не знаем, и ничего, живем. А он, падла, не педагог — фашистская морда! Ату его! Не может ребенка на пятерки учить — чего держать? Вон из школы!
Что? Знакомая метода? Ах, про Митрофанушку вы все-таки читали… Что же вы тогда из собственных детей недорослей хотите сделать?

Вот вам и ответ на вопрос: почему в школу приходят многие, да мало кто остается. Потому что хотят сеять — разумное, доброе, вечное. А их ставят в роль обслуги — научи, подотри, промолчи…

Не каждый в двадцать лет выдержит, чтобы им помыкали. Из сильных остаются единицы. А в основном — серость.
Чему она научит? Кого воспитает? Правильно: себе подобных. И потому серости всё больше. Она податлива, услужлива, гуттаперчива. Ею так удобно, так легко управлять.
На каждом углу кричат: нужен умный, требовательный учитель! Но тут же сокрушаются и разводят руками: денег нет на большие зарплаты, вот и мало настоящих профессионалов.
Или: материальная база слабовата. Вот если бы нам интерактивные доски, компьютеры вместо фильмоскопов, мы бы тогда образование на такую высоту подняли! О-го-го!

Они, наверное, не знают, что когда-то шариковые ручки заменили перья, а диафильмы — таблицы и картинки. И что революции из-за этого в образовании не произошло, а в литературе новый Золотой век не наступил. Да, строчить стали быстрее и больше, но не лучше, и до Чехова с Достоевским нынешним писателям даже с шестом не допрыгнуть. Потому что ручка — всего лишь инструмент. К нему голова нужна, а еще умение и желание.
Деньги и доски — это хорошо. Это важно. Это очень важно. Но для личности — а педагог непременно должен быть личностью! — гораздо важнее другое.
Дайте учителям возможность применять свой ум и требовательность! Возможность поступать честно и справедливо! Возможность не мухлевать, не приписывать, не лицемерить, не ходить в холуях! Выньте у них кляп изо рта!

И тогда их опять начнут уважать.

Сделайте это, если оно вам, конечно, надо.

А я обслугой быть не хочу."


Это не мой текст, я взяла его из книги Ольги Камаевой Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы.
Сейчас совсем мало пишут такого вот художественного о школе, и я радуюсь каждой новой появившейся хорошей книге на эту тему. Написана в виде дневника - дата и запись событий дня, дата и запись... Для меня - привычный способ изложения такого материала, сама ведь точно также здесь пишу о работе - дата и всё, что задело в этот день.

Книга - дневник молоденькой учительницы, первый год работающей в школе, - художественная, но события в ней документальные. Каждое слово - правда, и никаких преувеличений, всё так и есть. Даже в самых лучших школах. Диву давалась, когда читала, как сильно она перекликается с моими мыслями и с моими записями. И если бы та самая молоденькая учительница Елена Константиновна, которую ученики ласково прозвали Ёлка, мне встретилась в реальности, было бы почти как у Киплинга - "мы с тобой одной крови - ты и я". Родство душ. Большая редкость в этом школьном мире, потому что хочешь или не хочешь, если ты остаёшься работать в школе, тебе придется (или тебя заставят) подчиняться правилам системы. Единицы остаются самими собой (насколько в этих условиях это вообще возможно).

Я бы порекомендовала прочитать эту книгу и учителям, и родителям настоящих и будущих учеников школ. Полезное знание. Заставляет задуматься.

И по поводу взятого текста из книги (для особо умных ЖЖ-истов, которые привяжутся же обязательно): я не призываю вернуть те времена, когда учителям разрешалось подзатыльники давать и в угол ставить. Я вообще против любой агрессии по отношению к ребятишкам. Читайте внимательно, там не про это. Про отношение к учителю в нынешнем обществе, про обесценивание учительской работы и при этом навязывании учителям обязанностей, которые должны выполнять родители, про самих учителей, в массе своей не занимающихся самообразованием, - вот про что этот грустный, выстраданный текст.
Tags: читальный зал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments