Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Хореография при Петре I (часть 1).

Оригинал взят у mneby_vnebo в Хореография при Петре I (часть 1).


Петр I Алексеевич Великий
Годы жизни: 1672-1725
Годы правления: 1689-1725

Русский царь (1682). Первый российский император (с 1721 г.), выдающийся государственный деятель, дипломат и полководец, вся его деятельность связана с реформами.

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Будучи в Амстердаме, он впервые увидел балет Жана Батиста Люлли "Триумф Амура".




Жан Батист Люлли
(1632-1687)




Жан Батист Люлли родился во Флоренции, в 1646 году он приехал в Париж, как слуга из свиты кавалера де Гиза. Виртуозный скрипач и одаренный танцовщик-мим, обладавший к тому же незаурядной жизненной хваткой, деятельно строил свою судьбу. Он начал сочинять танцевальную музыку для интермедий опер и балетов, дающихся при дворе, и выступал в них сам. Уже через месяц корольназначил его композитором инструментальной музыки, и с тех пор Люлли стал постоянным участником придворных увеселений, подвизаясь преимущественно в ролях буффонного плана, чаще всего в маске Скарамуша.

"Триумф Амура" - один из самых знаменитых балетов Люлли. Смысл всего балета в том, что Амур - Бог любви - властен над всем живым.


Сент - Обен Габриель. Триумф Амура.1752г.

Эта был первый балет, в котором после долгого запрета на балетную сцену вышли женщины, ранее их заменяли замаскированные и наряженные под женщин танцовщики. В балете-пасторали Люлли было 4 танцовщицы, имя солистки нам неизвестно, в обществе её называли мадемуазель де Лафонтен. Словно сама Терпсихора сошла к грешным в тот миг, танец её пленил взор каждого смертного. Одним жестом она смогла выразить всю страсть и нежность. Три корифейки сопровождали эту Королеву и звались они - м-ль Лепентр, м-ль Фернон и м-ль Роланд.



Идея театра понравилась Петру I, он считал театр эффективным средством общественного воспитания. Бассевич - один из современников, близких к Петру, - писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Если театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на очень ограниченный круг придворных, то петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения.

В 1698 - 1699 годах в Москве находилась труппа актеров-кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, но и в провинции. Известно, что в сентябре 1700 года некоторые из них были посланы " для показания камедиалных штук" на Украину, а Ян Сплавский - в волжские города, включая Астрахань. И вот в 1701 году царь дает тому же Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунстом. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично. На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актеры в количестве восьми человек прибыли в Москву. Согласно заключенному договору, Кунст обязывался верно служить его царскому величеству.

Пока велись переговоры с труппой, долго обсуждался вопрос о том, где и как устроить театральное здание. Предполагалось оборудовать под театр старое помещение во дворце над аптекой. Временно же под спектакли был приспособлен большой зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе.



Когда решили все вопросы, касающиеся помещения, то добрались, наконец, до «комедийных писем», то есть пьес, которые в Посольском приказе «переводили с поспешением». И здесь возник вопрос: на каком языке их будут «отправлять»? «Надобно, конечно, на русском», - слал волю Петра Головин. «И тому Сплавскому (как посулил), чтоб таких вывез, приказано, чтоб умели исполнить», - напоминает грозно боярин. Но ведь за месяц и даже за два не выучишься по-русски! Тогда-то и родилась идея - уже не новая и испробованная во времена Алексея Михайловича - отдать к «начальному комедианту» Кунсту «из русских робят, каких чинов сыщутся, в ученики десять человек, к тому делу удобных». Такой приказ удручил дьяков несказанно: где достать плотников для постройки комедийной храмины - они знали. Но где же сыскать им русских ребят, годных к комедии?! И кто мог быть к ней пригоден?!

Стали приглядываться: кто из молодых побойчее, посмышленее, кто повертлявее да коленца выкинуть умеет, кто к «кумплиментам» горазд - и отобрали девятнадцать человек «из подьячих и из посадских людей», из Ратуши, из Монастырского и Сибирского приказов, из Номерной таможни и из купецких людей. В конце октября «сказан им его Великого государя указ, чтоб они комедиям учились в Немецкой слободе у комедиянта Ягана Куншта и были б ему в том учении послушны», а Кунста обязали, «чтоб он их комедиям учил с добрым радением и со всяким откровением». «Начальный комедиант» отобрал из присланных двенадцать человек. Первым, самым прилежным и лучшим среди них стал вскоре Федор Буслаев, а самым разбитным — Василий Теленков, позже заслуживший прозванье «Шмаги-пьяного».

Первый спектакль состоялся 16 декабря, давали комедию «русскую и немецкую» - «О крепости Грубетона, в ней же первая персона Александр Македонский».
И сам спектакль, и атмосфера вокруг него совершенно согласовывались со вкусами Петра. Один из историков-очевидцев скажет позже: «Петр наводил политес с маниру голландского, матросского». И действительно, часто в публичном месте, где появлялся царь, возникала атмосфера таверны: он любил, чтоб было людно, шумно, чтобы женщины разделяли общество мужчин, громко смеялись, непринужденно общались и раскованно, а то и разнузданно шутили. Так было и в Лефортовой палате: зрители представляли собой пестрое смешение родовитых и «безродных выскочек», сановных, титулованных и торговых людей и купцов; старая русская знать мешалась с иноземными военными и мастеровыми; они непринужденно обращались друг к другу и к окружающим; женщины сидели рядом с мужчинами. А в самой комедии было много грома, пушечных выстрелов, пальбы. Окрыленный первыми победами Петр хотел их шумно отпраздновать - Кунст в этом отношении вполне угодил ему. Очень польстило царю и сравнение его с Александром Македонским.

Для полного удовольствия присутствующих в спектакле было много музыки. «Яко бо тело без души, тако комедия без музыки состояти не может, - заявлял Кунст в одной из своих «просительных статей» и вопрошал: «Где мне музыкантов, трубачей и литаврщиков добыть?» Вопль был услышан, и в представлении участвовал довольно большой оркестр, состоящий из музыкантов, приехавших в Россию как раз в 1702 году: семеро прибыли из Гамбурга; шестеро гобоистов - из Берлина; четырех музыкантов специально прислал из Польши князь Огинский; «из голландской земли» вступили в русскую службу музыканты Яков Кокю с сыновьями Янусом и Карлом, служивший еще и танцмейстером. Все они были заняты в театре.

Зрители ушли вполне довольные спектаклем, но главное - сам царь «пожаловал русских учеников комедиянтов, Федора Буслаева с товарищи двенадцать человек, велел им дать своего великого государя жалованья для их ученья к прежним ста рублям еще сто рублев». Однако устроитель комедии Кунст остался представлением неудовлетворен: его не устраивало помещение Лефортовой палаты - на ее сцене многое оказывалось невозможным.

В марте 1703 года достроили настоящее театральное здание - «комедийную храмину» на Красной площади «за две сажени триумфальных светлиц, против прежнего размеру со умалением, длинником восемнадцать и поперечником десять саженей» (36 х 20 м).



А около театрального дома приказано было сделать несколько изб «с малыми сенцы для приезду желающим действа комедийного смотреть» и к самой храмине пристроить «две избы трех сажень, потому что в зимнее время комедиантам в платье убираться негде».

Внутри комедийной храмины устроили «театрум, хоры, чуланы и нижние места». А для того, чтобы мы могли представить себе внутренний вид этого театра, обратимся к Антиоху Дмитриевичу Кантемиру. Именно он первым постарался объяснить устройство зрительного зала: «Палата та, где играют оперы, разделена на три части. Вошедши дверьми, к передней стене сделан феатр, или место, на котором изображатели представляют свои действа. Около прочих трех стен кругом сделаны в несколько рядов чуланчики маленькие, из которых смотрят оперу знатнейшие особы. Порожнее место меж феатром и чуланчиками называется партер». Правда, слово «партер» еще не фигурировало в комедийной храмине, а называлось «нижние места» и здесь стояли «лавки». «Чуланчики» (как вы поняли, это ложи) были «выписаны цветным аспидом» и имели шторы. На «хорах», или балконе, также находились «смотрительные места».

Однако Иоганну Кунсту не пришлось «действовать» на новом большом театре - в феврале 1703 года он внезапно умер. На его место попросился золотого дела мастер Отто Фюрст (по-русски прозывавшийся Артемий) - «иноземец цесарской земли», давно проживавший в Москве. Боярин Головин продолжал неусыпно следить за вверенным ему театром, и по его приказу вместо Кунста взяли Фюрста.

продолжение следует
Tags: мир танца
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments