Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Дело и Слово.

У Алины conspiransa стартовал первый тур конкурса Дело и Слово . Я участвую в конкурсе со своими постами о мире танца. В первом туре участников оценивает жюри, прошедших во второй ждёт народное голосование. Участников много, участники интересные, рада была оказаться в их числе. Буду держать вас в курсе и делиться ссылками на интересных людей. :)

И мой новый пост для сообщества v_mire_tanca - Истоки русского балетного театра (1) .

Долго думала, с какого периода истории балета начать своё повествование. С рассказа о зарождении искусства и о 12 теориях его происхождения? Или поведать о танцах Древнего Египта, Древней Индии, Греции и Рима? Можно было еще «забраться» в Средневековье и рассказать о шабашах и Празднике дураков или с восторгом описать, как развивался танец во Франции во времена всем известных трёх мушкетёров…
Но начну, пожалуй, с России. Надо сказать, что интернет не балует нас информацией о зарождении балетного театра в России, насобирать удалось буквально крохи. Поэтому иногда я буду обращаться к своим университетским записям, которые строчила на лекциях потрясающего преподавателя (литературоведа, театроведа, балетоведа) - Людмилы Андреевны Линьковой . Моя любовь и интерес к истории танца – это, несомненно, её заслуга!

Итак, введение завершено, приступаю к основной части.

Русский балетный театр. Истоки.



Истоки, предшествующие появлению балетного театра в России:

1. Русский танцевальный фольклор (хороводы).
2. Существовавшие истоки русского драматического театра (скоморохи).
3. Влияние западно-европейского балета.

Хороводы.

Возникли во времена язычества, объединяли в себе песни, музыку и танец.



Хоровод состоял обычно из трех частей, начинался с "наборной" части: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно многие молодые женщины и девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами. (Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг).
Затем была игровая часть - громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга.
В последней же - "разборной" части участники хоровода постепенно (или все одновременно) выходили из хоровода.

Хороводы весьма разнообразны, они делятся:

по смыслу - на игровые, плясовые и песенные;
по составу - на женские, мужские, девичьи и смешанные;
по содержанию - на трудовые, свадебные, сатирические;
по рисунку - на круговые и линейные (примеры линейного на фото ниже)





Очень интересно писал о хороводах знаменитый археолог, собиратель песен, народных верований, преданий и обычаев Иван Петрович Сахаров:
Русские хороводы представляются нам столько же древними, сколько древна жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Отделяя народность от простонародия, мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.



Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности.



Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам.

Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды, предмет особенной заботливости поселян.
Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.



Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Песни принадлежат ко временам отдаленным, когда наши отцы живали припеваючи, без горя и забот. Нет никакой возможности определить, когда игры были соединены с хороводами. Такое смешение игр и хороводов заметно более в городах. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.


Продолжение следует...

P.S. Однако, я хитрая особа, выполнила сразу оба обещания - тут вам и история балета, и народный танец. :))
Tags: мир танца
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments