Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Профессия - концертмейстер балета.

Мой пост в сообществе v_mire_tanca - Профессия - концертмейстер балета.
"Балетный пианист" должен "дышать" балетом!"
Эмма Липпа



О них обычно не говорят. Звёзды балета вспоминают своих учителей или рассказывают об учениках и очень редко упоминают концертмейстеров. А зря. Как преподаватель скажу - на урок с хорошим концертмейстером идёшь, как на праздник, с плохим же - как на каторгу.
А дальше предоставляю слово самим героям. Поверьте, им есть чем с нами поделиться.

Герой № 1:

О своей работе балетным пианистом очень интересно рассказывает бывший концертмейстер балета Большого театра, "человек-оркестр" Эмма Липпа. :




Герой № 2

Пианист, концертмейстер балета Андрей Подборский в 1994–2000 годах работал в театре «Кремлевский балет» с Екатериной Сергеевной Максимовой. В 2005-м вышла его книга "Взгляд из-за рояля". Приведу несколько цитат из книги:

***
«Балетные артисты очень чувствительны к музыке на уроке и если ты «попал» - выбрал что-то новенькое и интересное из музыки, то музыка вызывает живую реакцию, улыбку. Реакция, как правило, есть всегда, даже если не у всех, то у многих. Так они реагируют на узнанную мелодию, если она им по душе. Прямо «Угадай мелодию!», только на уроке балета. Сказать они сразу не могут, так как заняты движениями, но потом подходят и интересуются: ”А что за музыку ты играл на плие?” или просто выражают свое удовольствие.

Особой популярностью тут стал пользоваться «Гимн СССР», который я однажды сыграл на «пор де бра», когда давал урок Альберт из Питера. Представьте себе картинку - русский педагог, русский пианист, несколько русских в кордебалете - остальные все иностранцы. Педагог командует: ”Пор де бра, пожалуйста!” И вдруг после короткого вступления звучит: «Союз нерушимый республик свободных», и все как один кланяются под эту музыку. Так и хочется встать, всё-таки государственный гимн нашей страны. Только вот стоят и кланяются одни иностранцы балетные, мне приходится сидеть – я играю в это время на рояле. Вспоминается случай, когда кто-то сказал Михалкову, автору слов гимна, что текст его никуда не годится. Ответ был такой: «Нравится или нет, а слушать будешь стоя!»

***
"Как-то раз в буфете мы разговаривали с артистами балета по поводу урока, и они задали мне вопрос: «А как ты распознаешь комбинации и подбираешь музыку к ним. Ведь ты же не танцуешь в балете!». «Хороший вопрос», - ответил я.

Дело в том, что пианист должен знать движения хотя бы приблизительно, и уметь показать их или хотя бы их элементы - пусть даже непрофессионально, невыворотными ногами.

Все движения, исполняемыми артистами на уроке и репетициях, запоминаются зрительно пианистом и поэтому можно уже отдельно, без них, сидя дома, например, подбирать разную музыку к тому или другому движению.

Самая большая помощь идет от тех педагогов, которые не специально, но во время показа движения, напевают что-либо. Иногда, правда, это одна и та же мелодия весь урок, но и она помогает схватить ритм. И если готовой музыки в голове нет, то можно сымпровизировать хотя бы на тот ритм, который напел педагог. От того, насколько четко будет показана комбинация педагогом, и зависит попадание пианиста в музыку."

***
"Контакт артиста с пианистом очень важен. Что греха таить, были и у меня случаи, когда можно было так сыграть какой-нибудь артистке, которая все время недовольна твоей музыкой, что педагог удивится, почему она так немузыкально делает комбинацию. При всей любви к артистам балета, всем не угодишь, и пару раз были и на моем веку случаи, когда некоторых артистов приходилось ставить на место. И лучшим способом была музыка. О, великая сила искусства! Не надо слов, разборок и прочего.

Та же самая музыка, что и для других, немного смещается акцент, и… балерина прыгает все время мимо. Никто ничего не понимает. В чем дело? В том, что не надо пианисту гадости говорить после урока, и прыжки будут получаться. Такая маленькая музыкальная месть. А еще если пианист по гороскопу – скорпион, то лучше не связываться! Но это было давно и неправда. Я их всех люблю и играю акценты наверх, пусть себе прыгают. Но о том, что пианист может и посадить на ноги музыкой, не надо забывать. Другое дело, что некоторые пианисты это не специально делают, а от незнания как играть прыжки - так было и у меня в начале работы."

***
"Помимо контакта артиста с пианистом, прежде всего важен контакт пианиста с педагогом. Известно, что не все люди сходятся характерами. И вот тут важно попытаться найти общий язык с педагогом. Балетные артисты и педагоги, показывающие комбинации, используют руки, и очень важно смотреть, что они показывают на руках. При этом движения звучат на ломаном французском языке. Как правило, балетные движения состоят из так называемых квадратов – периодов по восемь тактов, но иногда просят сыграть небольшой довесок в конце, чтобы постоять в какой-либо позе.

Однажды поняв, почему пианистка N, играя не так уж и идеально, имеет всегда успех на уроке у педагогов, я попробовал делать то же самое и – сработало! Удивительного результата достигают те пианисты, которые придерживаются следующей методики.

Если педагог незнакомый – очень полезно до урока поговорить с ним, неважно о чем: о погоде , о балете, просто о жизни, спросить ничего ли у него не болит случайно, голова например. Таким образом, контакт налаживается и в процессе урока можно добиться больших результатов. Даже если и не попадаешь сходу в комбинацию.

Сложнее, когда педагог постоянный и у тебя с ним не ладится. Для того чтобы наладить контакт, нужно как можно чаще ему играть, а также стараться пообщаться после урока и выяснить, что было не так. Как правило, даже если играешь одно и то же каждый раз, к тебе относятся все лучше и лучше. Это и есть процесс привыкания."

***
"Однажды я помог одной балерине, которая учится в Академии Вагановой в Питере и даёт иногда уроки в нашем театре, сделать анализ «Пиковой дамы» Чайковского для экзамена по музыкальной литературе. Оказывается, их заставляют изучать музыкальную литературу, анализ музыкальных форм, сольфеджио, теорию музыки и даже частично - полифонию! Она попросила меня помимо анализа «Пиковой дамы» рассказать ей о строении фуги как полифонического жанра.

«Фуга - высшая форма полифонического стиля, развившаяся из имитации», - начинаю я . «В двухголосной и многоголосной фуге, как и в имитации, проводится тема ,имеющая форму небольшого предложения в главном строе, в котором допускается модуляция в строе на квинту вверх» –продолжаю я с умным видом , видя как её глаза все больше и больше округляются и она смотрит на меня уже почти с ужасом.

Мысленно улыбаясь от произведенного моими словами эффекта, на полном серьезе продолжаю. «Контрапункт, исполняемый первым голосом во время спутника, называется противосложением, которое часто пишется в двойном контрапункте…»

« Что с тобой, тебе плохо?»- спрашиваю я, видя, что она почти теряет сознание от набора непонятных слов и мысли о том, что все это ей придется повторять на экзамене. «Да, нет все нормально... Пожалуйста, продолжай, я буду записывать».
«Обещай мне одну вещь!» – прошу я её. «За то, что я тебе помог с теорией музыки, перед лицом своих товарищей торжественно клянись, что когда получишь диплом и станешь давать уроки в театрах балета, то будешь: 1. Горячо любить пианистов (можно даже как себя самое). 2. Никогда не будешь просить пианистов сыграть марш в темпе польки и наоборот. 3. Не будешь упоминать размер «Две четверти» всуе, а укажешь, что ты хочешь на две четверти сделать конкретно - прыжки или батманы, медленные или быстрые». «Клянусь!»- сказала она, и мы вместе посмеялись."


Герой № 3

С этим героем, а точнее с героиней, нам с вами повезло. Ибо героиня делится своими рассказами о работе (и не только о ней) в ЖЖ. Прошу любить и жаловать - m_petra.
Собственно, эта запись навеяна её замечательным постом .


Любите пианистов, не просите их сыграть марш в темпе польки, не упоминайте размер 2/4 всуе. И будет вам счастье! :)
Tags: мир танца, навеяло, рабочие моменты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment