Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Масару Ибука - "После трёх уже поздно"

Если бы у меня сегодня спросили, какие книги о воспитании ребёнка надо читать молодой маме обязательно, я бы назвала эти четыре, на мой взгляд, потрясающие и очень полезные:

1. Януш Корчак "Как любить ребёнка"
2. Масару Ибука. "После трёх уже поздно"
3. Харви Карп "Новое воспитание: без слёз и конфликтов"
4. Джон Грей "Дети - с небес"

Причём именно в таком порядке. Жаль, что мне в свое время такого совета никто не дал, пришлось перелопачивать кучу литературы и уйму разных форумов, теперь думаю - этих четырёх мне бы хватило вполне, ибо на практике только они и пригодились. Сэкономила бы море времени.

Решила выложить сюда те мысли из книг, которые показались мне важными, чтобы быстренько перечитать, если что. Мыслей много получилось, видимо, выйдет по одной книге на пост. Начну с Масару Ибука, только прочитала, по горячим следам.



Из аннотации:

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».
Автор этой книги, кстати основатель корпорации SONY, занялся вопросами раннего развития неспроста — его собственный ребёнок отставал в умственном развитии. В результате опыта, приобретённого в воспитании и обучении своего ребёнка, с помощью специалистов он основал «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов», написал эту книгу и стал одним из известнейших специалистов мира в области раннего развития детей.
Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:
«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта „вовремя“».Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.


Читается очень быстро, буквально "проглотила" за пару часов. Понравились мысли о роли обоих родителей в воспитании, необычный для меня подход к наказаниям, интересно написано о ссорах между детьми, с разных сторон рассматриваются методы раннего развития, и бальзамом на душу - очень близкий мне вывод всей книги про основные цели воспитания.

Дальше МНОГО цитат. Если собираетесь читать книгу, под кат не ходите.


***
Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на меня в обиде за это.
Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику.
Точно так же и мать, которая является первым и главным своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела.

***
Я думаю, что ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери. Но под этим я не имею в виду, что отцы должны полностью передоверить воспитание детей своим женам. Быть настоящим другом и помощником жене - разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.
Недавно в автобусе я наблюдал за одной семьей: папа, мама и дочка. Маленькая девочка, лет трех, с увлечением болтала с папой. Они оба были увлечены беседой, а мама стояла рядом и читала какой-то журнал, притворяясь, что ничего не слышит. Я чувствовал, что папа не просто разговаривал, а сознательно пытался общаться со своей дочерью, мама же старалась не вмешиваться. И тогда я подумал, что эта девчушка вырастет прекрасной женщиной. То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовней, для ребенка - огромное удовольствие.
Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

***
Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто. Мой старший сын до сих пор хорошо помнит то, что мы делали вместе, например, как однажды катались на лодке но морю, а на обратном пути ели сладкою красную фасоль. Это было лет 30 назад, и я начисто забыл об этом.
Традиционно в семьях отцу отводилась авторитарная роль. Он был блюстителем порядка и реже участвовал в каждодневных заботах о детях. Если ребенок видит своего отца редко и только для того, чтобы выслушать очередную порцию нотаций, он скорее всего будет воспринимать отца как постороннего, вроде врача, вызванного в экстренной ситуации. Неуверенный в себе, ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И хотя может случиться так, что ребенок, воспитанный "строгим отцом", вырастет гением, станет знаменитостью, но скорее всего он будет покорным и бесхарактерным. С другой стороны, если отец пьянствует, груб с женой и совершенно не занимается воспитанием, то в такой семье ребенок может вырасти испорченным и даже стать преступником. Такие случаи нередки.

***
И все же почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям? Общепринято, что родители не балуют так своего второго или третьего ребенка, как первого, поэтому те, естественно, растут более независимыми.
Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребенка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребенок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благодаря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Еще в большей степени это относится к 3-му и 4-му ребенку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.

***

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выражение его лица подавленное и беспокойное. Вы можете возразить, что это чепуха, что новорожденный не может воспринимать все тонкости во взаимоотношениях между родителями. Между тем он наделен чувствительным умом, который реагирует на каждое внешнее изменение.
Подумайте, что будет с ребенком, который каждый день наблюдает уродливые ссоры своих родителей. Конечно, он не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, на всем его существе. И неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, мрачное, напряженное лицо.
Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
В ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдет в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения.
Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: "Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детой и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений". Я никогда не забуду этих слов.
Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.

***
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому, если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с тем, которого ожидают родители.
Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление.

***
Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

***
Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут-то он впервые узнает, как взаимодействовать в группе. Он может расплакаться, если ему не удалось сделать по-своему, а пришлось подчиниться желанию большинства. Но и когда он мирно играет с другими, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.
Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребенок берет верх над соперником, где он уступает другому, где он дает сдачи.
Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребенок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он ее сам спровоцирует. Это будет означать, что в нем формируется и находит выражение его собственное "Я".
Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей - значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, - плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры - это первый урок жизни в коллективе.

***
Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
Так ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен. Но если в случае отсутствия музыкального слуха у мамы она может не петь ему сама, а давать слушать пластинки, то такие вещи, как характер, эмоции, чувствительность, часто не осознаются самим человеком. И даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить. Поэтому-то и надо быть осмотрительным в своем поведении.


***
Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить ребенка к обучению.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

***
Интересное дети считают правильным, а неинтересное - неправильным

Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас "хорошо" или "плохо" зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству.
Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как "хорошо" и "плохо", и пришел к выводу, что "хорошо" для ребенка - это то, что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: "С ним было интересно". Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребенка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький ребенок, считая, что все, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.
Это соединение понятий "хорошо" и "приятно" характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что "хорошо" - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием "плохо".

***
Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка

Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки по многу раз и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна.
Повторение в этот период имеет еще одну важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире.

***
Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Но боюсь, что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно эффективна. Что такое творчество?
Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле - это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.
Например, какая-нибудь картинка может распалить детское воображение до такой степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.
Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: "Не говори глупостей, это чайник". Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.

***
Хотя маленький ребенок ощущает себя существом среднего рода, уже в два или три года он начинает задавать вопросы, касающиеся половых проблем. Сначала он открывает для себя, например во время купания, что папа и мама устроены по-разному. Естественно, он задает вопросы. Если рождается еще один ребенок в семье, он спрашивает, как братик или сестренка появились на свет.
На такие вопросы ребенок должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают это тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии.
Интуиция двух-трехлетнего ребенка подскажет ему, что ему говорят неправду. Он может не подать виду, но его любопытство будет только подогрето странным поведением родителей.
Тот аргумент, что ребенок якобы слишком мал, чтобы знать правду о половой жизни, несправедлив и в этом случае. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу. Те взрослые, которые считают секс запрещенной темой, просто получили неправильное воспитание в детстве.

***
Одна мама говорила мне, что ее двухлетний сын учится правильно говорить, слушая радио и телепрограммы.
Вы, вероятно, скажете, что нет смысла разрешать ребенку слушать то, чего он не понимает. Но ему совершенно необязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка заучивать слова с правильными ударениями, интонацией и произношением.
Неграмотная речь и плохое произношение - продукты среды, в которой растет ребенок. Среда оказывает на наше сознание неизгладимое впечатление помимо нашей воли, и его ничем потом не сотрешь. Если у взрослого есть какие-то особенности речи, он почти всегда передает их ребенку, который потом передаст их своему ребенку. Таким образом передаются из поколения в поколение все неправильности и искажения в языке.
Если правильная речь прочно войдет в сознание ребенка, он сможет впоследствии избежать влияния жаргонов, которыми изобилуют средства массовой информации, а уж если будет пользоваться ими, то без ущерба для своего языка.

***
Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребенка. В этом же возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок входит в стадию самоутверждения.
Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начнет малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и скорее всего порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение.
Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: "Держи карандаш вот так!" "Яблоки должны быть красные", "Рисуй круг вот так", "Не рви книжку", "Не бросай бумагу на пол", "Не пиши на столе". Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка?
Иногда дом, где есть маленький ребенок, поражает своей чистотой и порядком. Обычно гость делает комплимент матери, которая держит дом в таком порядке и за ребенком успевает смотреть. Действительно, уход за ребенком с утра до ночи не оставляет ни времени, ни сил для поддержания чистоты в доме. Для матери было бы шоком узнать, что ее добросовестность в ведении хозяйства мешает творческому развитию ее ребенка.
Все, что ребенок делает руками, - рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей.

***
С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно только читать, а из кубиков строить.
Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребенка. Взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. Если ребенок играет по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет.
Поправлять его - значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у него желание играть вообще.
Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него появится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать.
Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствий со своим богатым воображением.
Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребенку на самом деле вовсе не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.

***
Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги "Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги - они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком".

***
"Ученик превзошел учителя" - это должна быть основная цель воспитания.

Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.
Tags: делюсь мнением, маме на заметку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments