Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Полное погружение.



Хотела этот пост ещё вчера написать, потом решила, что сегодня он будет очень в тему. Пишу.

Понесло меня, рапрекрасную, по волнам памяти, ностальгирую вовсю по годам учёбы, заодно анализирую то, как нам преподавался тот или иной предмет с точки зрения уже сегодняшнего своего опыта. Мне этот анализ сейчас важен для будущего проекта, думаю, какие хореографические дисциплины (ого, как заговорила!:) запихать в него. А главное - как подать.
Сейчас застряла на историко-бытовом танце, это те танцы, которые когда-то танцевали на балах. Ну, это же изумительно интересный материал, мне кажется, очень мало найдется женщин, которым бы вот эта вся бальная тема не нравилась. Но в ВУЗе, по крайней мере наш курс с трудом всю эту тягомотину выносил. Надо сказать, у нас по историко-бытовому была очень классная преподавательница, знаний у неё - вагон, правда, выяснилось это вовсе не на её уроках и вообще значительно позже, когда мне надо было ставить какой-то номер в спектакле и пришлось идти к ней за советом. Она отвечала на любые вопросы, такое было ощущение, что человек жил во все эти прошлые века и знает об этом абсолютно всё. А на уроках у неё было дико скучно, зевали мы все очень даже откровенно. Анализируя сейчас, понимаю, как много в преподавании этого предмета зависит от правильной подачи. Ну, и задумалась, как бы я преподавала историко-бытовой танец (мне пока его вести не доводилось, но, судя по всему, скоро я эту возможность себе предоставлю :).

Сразу же вспомнила, как моя мама готовилась к урокам литературы в старших классах. У неё там полное погружение было, она использовала кучу дополнительных средств - и музыку, и изобразительное искусство, и отрывки из фильмов, снятых по произведениям, показывала... Я балдела от её уроков, иногда специально просила разрешения прийти к ней, у меня-то литература преподавалась обыкновенно, без таких наворотов.
И, думается мне, что историко-бытовой только так и можно преподавать - с полным погружением. Ну, чтобы понятно было, давайте, покажу, как это.

Допустим, надо изучить менуэт.
Не будем торопиться показать все его па сразу же. Начнем с погружения в ту эпоху - воссоздаем ту среду, обстановку, людей и особенности его исполнения. Но не сухим текстом, а вот так:

- включаю, к примеру, менуэт Jean-Batiste Lully



- вспоминаем вместе "Мещанина во дворянстве" Мольера, ту сцену, где учитель танцев дает наставления Журдену, как же надо танцевать менуэт, читаю этот небольшой отрывок (но сколько там сразу сведений!):

" Г-н Журден. А, менуэт - это мой любимый танец! Поглядите,
как я его танцую. Ну-ка, господин учитель!
Учитель танцев. Извольте, сударь, надеть шляпу.

Г-н Журден берет шляпу своего лакея и надевает ее поверх
ночного колпака. Учитель танцев берет г-на Журдена за руку и,
напевая менуэт, танцует вместе с ним.


Ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла,
ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла. Пожалуйста, в
такт. Ла-ла-ла, ла-ла. Колени не гнуть. Ла-ла-ла. Плечами не
дергать. Ла-ла, ла-ла-ла-ла, ла-ла, ла-ла. Не растопыривать
рук. Ла-ла-ла, ла-ла. Голову выше. Носки держать врозь.
Ла-ла-ла. Корпус прямей.
Г-н Журден. Ну как?
Учитель танцев. Лучше нельзя.
Г-н Журден. Кстати, научите меня кланяться маркизе, мне
это скоро понадобится.
Учитель танцев. Кланяться маркизе?
Г-н Журден. Да. Ее зовут Дорименой.
Учитель танцев. Позвольте вашу руку.
Г-н Журден. Не нужно. Вы только покажите, а я запомню.
Учитель танцев. Если вы желаете, чтоб это был поклон
весьма почтительный, то прежде отступите назад и поклонитесь
один раз, затем подойдите к ней с тремя поклонами и в конце
концов склонитесь к ее ногам.
Г-н Журден. А ну, покажите.

Учитель танцев показывает.

Понятно."

(думаю, можно найти и видео спектакля, будет ещё нагляднее)

- можно показать гравюры, картины, изображающие менуэт. Их - море в интернете:















Тут тебе и представление о костюмах, и представление о нравах времени, и видны особенности техники исполнения, а сколько сценок сюжетных - бери и создавай номера.
И пока мы слушаем музыку, читаем Мольера, смотрим гравюры, уже можно пробовать сделать какие-то па, понятные из текста или изображений.

- вот так подготовившись, уже можно и в менуэт погружаться по полной програме.
Кстати, я бы ещё использовала какие-то костюмные детальки того времени, так как от костюма зависело очень много и в танце, а от изменения деталей костюма, менялся и танец. (Если просто - юбка укорачивалась, движения становились более широкими, менее чопорными и т.д.)
Итак, погружаемся в менуэт:



- студентам-профессионалам бы я ещё давала на выбор музыкальный материал, и на следующем занятии отдыхала бы, наслаждаясь их "сочинениями" небольших кусочков менуэта. Из "сочинений" выбирали бы лучшие, их показывали бы на экзаменах в конце семестра. Ни один экзамен не был бы похожим на предыдущий, как обычно бывает в институтах.

Понятно, что так преподавать - довольно трудозатратно, времени на подготовку надо немало, но с сегодняшними возможностями, с интернетом это вполне реально.

И, собственно, зачем я тут всё это так подробненько расписала. Имею вопрос к непрофессионалам, может, даже людям, весьма далеким от танцев до сегодняшнего дня. Сейчас в моде у любителей классический танец, им занимается куча народа, а вот такой курс историко-бытового танца был бы интересным для любителей? М? Что скажете?

А! Почему этот пост сегодня в тему? Сегодня день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета». И в этот же день с 1982 года отмечается Международный (Всемирный) день танца.
Поздравляю с праздником всех любителей прекрасного мира танца! Ну, и себя поздравляю, что уж!

"Мир танца - это сад,
может быть, не очень большой,
но бесконечно высокий и бесконечно глубокий.
В нём есть место для каждого.
Устанавливайте свои собственные правила,
чтобы нарушать их,
чтобы находить новые чувства,
новые реальности, новые измерения."
Иржи Килиан
Tags: каляки о жизни, мир танца, навеяло, рабочие моменты, чудеса своими руками
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments