Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Начало хореографического образования в России. Жан-Батист Ланде.

Очень неторопливо, но всё же продолжаю описывать историю балета. :)

lande Жан-Батист Ланде (фр. Jean-Baptiste Landé (возможно: Landet)
Годы жизни: ?, Франция — 26 февраля 1748 г., Санкт-Петербург.

Французский танцовщик, балетмейстер, педагог балета, работавший в России; основатель первой танцевальной школы в России.

Ни о его рождении, ни о происхождении, ни о ранних годах жизни информации не сохранилось никакой. Известно, что 4 мая 1697 года он был зачислен балетмейстером в Бордо (в то время слово балетмейстер означало не совсем то же самое, что и сегодня: балетмейстер танцевал сам и организовывал танцевальные балы, часто при королевских дворцах или вельможных замках). Следующие данные относятся уже к началу XVII века — Жан-Батист Ланде работал танцовщиком в Париже, Дрездене, а к 1720 году оказался в Стокгольме, где стал постановщиком танцев при Шведском королевском дворце у короля Фредрика I.

В 1726 году Жан Батист Ланде получил приглашение гастролировать в первом датском театре — Lille Grønnegade Theatre. Там он выступал совместно со своей женой. Однако к 1728 году наметились конфликты в театре «Болхусет» (Bollhuset), и Ланде принял решение покинуть Швецию и уехать в Данию. В 1728 году Ланде окончательно переехал в Данию, однако датский театр, где Ланде намеревался продолжить свои выступления, вскоре, в том же 1728 году, вынужден был закрыться. Он пробовал создать свой собственный театр, однако так получилось, что в 1730—1746 гг. театры вообще были запрещены в Дании, и Ланде стал давать частные уроки танцев.

Материальное положение его было отнюдь не самым лучшим, когда в начале 1730-х он получил приглашение - приехать в Россию. По приезду Ланде был принят при дворе Анны Иоанновны (то есть, приглашение, скорее всего, исходило от императорского двора). По одним данным - в основные обязанности Ланде входило организовывать придворные балы, и в начале 1730-х гг. он обучал танцам в Петербурге придворных (и даже саму Анну Иоанновну), но при этом работал частным образом (и, значит, не был принят на государственную службу), а уже с 1734 года приступил к преподаванию танцев в Сухопутном шляхетском корпусе. В других источниках пишут, что Ланде изначально был приглашен в Петербург на должность танцмейстера в Шляхетский корпус.

В корпусе Ланде прослужил до 1737 года и преподавал там не только бальные танцы, но и вел балетный класс. В преподавании стремился использовать русскую танцевальную культуру и русскую манеру исполнения, поэтому довольно быстро обучил питомцев, так что вскоре они могли танцевать маленькие танцевальные спектакли при дворе.

Francesco_Araja В 1736 году произошло очень важное для культуры России событие: императрица Анна Иоанновна выписала в Санкт-Петербург итальянскую оперную труппу во главе с композитором Франческо Арайя.

В труппе было около 30 певцов и около 10 танцоров, которыми руководил прославленный в Италии комический танцовщик-виртуоз Антонио Ринальди, получивший к этому времени прозвище «Фоссано» (или Фузано), что обозначает «вертун». Ему тоже, как и Ланде, предстояло сыграть огромную роль в становлении балета в России.
Однако, в прибывшей труппе не было кордебалета, и было решено использовать в качестве кордебалета учеников Ланде.

Первой постановкой этой труппы стала опера «Сила любви и ненависти» (ит.: Forza dell’amore e dell’odio). Это был первый большой оперный спектакль, поставленный в России. Дата постановки этого спектакля — 1736 год — считается датой начала в России профессионального музыкального искусства.
Все антракты спектакля были заполнены танцами, поставленными Фузано.

Что же представлял из себя в то время сценический танец?

Искусство балета еще только зарождалось. Цельных балетных спектаклей еще не ставилось на сцене, танцу отводилась роль вспомогательная, он был нерасторжим с другими представлениями — оперными и драматическими, но носил развлекательный характер, то есть, не был связан с сюжетом того драматического спектакля, в котором употреблялся. От бального танца сценический отличался лишь усложнённостью.
Правда, внешне вся эта форма"балета" всё-таки изменилась, и связано это было с учреждением в 1661 году Парижской Королевской Академии танца. В состав Академии Танца вошли тринадцать лучших французских танцмейстеров. В задачу академиков входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

В итоге, танцы были разделены на три вида:

karol-solnce2 karol-solnce3 karol-solnce1

1. серьёзный
Был прообразом классического танца. Этот вид требовал академичной строгости исполнения, классической красоты внешней формы, изящества. Это был благородный танец, который соответствовал персонажам трагедий классического театра (цари, боги, мифологические герои).

2. полухарактерный
Объединял в себе пасторальные, пейзажные и фантастические танцы, которые олицетворяли силы природы или человеческие страсти.

3. комический
Применялся при исполнении комических танцев, где использовались утрированные движения и импровизация. Был близок к комедийному театру классицизма.


Из воспоминаний современников об этом первом оперном спектакле следует, что после I акта шли полухарактерные, после II - комические, после III - серьёзные "балеты".
Кадеты оказались так прекрасно подготовлены к танцевальному искусству, что заменили профессиональных танцовщиков самым лучшим образом.

После успешного спектакля «Сила любви и ненависти», и особенно успеха кадетов, значимость танца в России необычайно выросла, а вместе с ней вырос и авторитет Жана-Батиста Ланде как танцевального педагога. В 1837 году он был приглашен преподавать танцы в Академию наук.
Преподавал Ланде и частным образом. После такого всеобщего признания весь приличный Петербург считал необходимым брать у него уроки танцев — об этом даже вспоминала императрица Екатерина II, бравшая у него уроки танцев в юности. Среди именитых учеников Ланде был и великий князь Петр Фёдорович, он же будущий Пётр III.

Наступал «звездный час» педагогической деятельности Ланде — он преподавал танцы всем, независимо от сословий: и в императорской семье, и вельможам, и самым низам общества, отданным в артисты.
Значимость танца в России благодаря стараниям Жана-Батиста Ланде так выросла, что стала насущной необходимостью жизни императорского двора. И в 1737 году Ланде подал челобитную императрице Анне Иоанновне о необходимости создания балетной школы, которая бы готовила профессиональные кадры для придворной труппы.
В проекте Ланде предлагал определить к нему на обучение 6 мальчиков и 6 девочек простого звания. В течение трех лет Ланде обязывался обучить их искусству танца и довести до такого совершенства, что они не будут ни в чем уступать иностранным танцовщикам.

4 мая 1738 года проект был утвержден Анной Иоанновной, и «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа» была открыта в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце.
Обучение было рассчитано на три года, но со второго года воспитанники уже должны были участвовать в спектаклях.

Тут же отобрали детей из крепостных, которым суждено было стать первыми русскими профессиональными танцовщиками.
Сколько их было, этих первых учеников, мнения расходятся. Источники уверенно называют цифру 12, но называют ее как-то по-разному: по версии одних — 12 мальчиков и 12 девочек, по версии других — шесть мальчиков и шесть девочек, есть и более расплывчатые мнения: просто 12 русских мальчиков и девочек, а Балетная энциклопедия на русском языке не только четко определяет: 6 мальчиков и 6 девочек, но даже дает некоторые имена их: Аксинья Сергеева (Баскакова), Аграфена Иванова, Елизавета Борисова, Авдотья Лаврентьева, Аграфена Аврамова, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров, Михаил Литров, Александр Лаптев (Терентьев), Семён Брюхов, Козьма Орденов — вот они и составили первый класс императорской балетной школы.
Вскоре Ланде со своими юными питомцами показал на придворной сцене аллегорический «Балет цветов». Представление прошло с неимоверным успехом, и юные танцовщики покорили сердца русских вельможных зрителей. А в 1741 году все эти обученные артисты поступили в придворную труппу.

Так появилась в России придворная танцевальная школа, через некоторое время ставшая базисом для императорского театрального (в том числе балетного) училища и насчитывающая уже около трех веков: в 1779 году танцевальная школа влилась в Санкт-Петербургскую театральную школу при созданных в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной императорских театрах; в 1937 году училище вновь было выделено в самостоятельное учебное заведение — Ленинградское хореографическое училище; в 1957 году училищу было присвоено имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Танцевальная школа, созданная Жаном-Батистом Ланде из холопских детей, ныне известна во всем мире под названием Вагановской балетной академии.

_____________________________________________________________
В статье использованы материалы лекций балетоведа, доцента кафедры режиссуры балета Линьковой Л.А., а также материалы с сайтов: cyberleninka.ru, cyclowiki.org, dic.academic.ru, vaganova.ru, tantsymira.ru, miniteatr.com.ua
Tags: мир танца, мои проекты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments