Марина (mneby_vnebo) wrote,
Марина
mneby_vnebo

Начало хореографического образования в России. Шляхетский кадетский корпус.

После смерти Петра I в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом была приглашена дочь Ивана V Алексеевича, племянница Петра I и внучка Алексея Михайловича - Анна Иоановна.
Приглашена она был на престол как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, вскоре забрала всю власть, распустив Верховный тайный совет.



Как мы знаем, главным вопросом времени в эпоху Петра I был вопрос о создании грамотного и образованного общества, и соответственно вопрос о создании учебных заведений. Политика же России времен Анны Ивановны в целом была направлена на продолжение начинаний Петра I.

29 июля (9 августа) 1731 г. по представлению кабинет-министра графа П. И. Ягужинского и президента Военной коллегии графа Б.-К. Миниха был принят императорский указ «Об устройстве Корпуса Кадетов» — о создании первого кадетского корпуса в России.



«Хотя, — сказано в указе императрицы Анны Иоановны, — вседостойнейшей памяти дядя наш государь Петр Великий, император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростью и искусством показало... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится, однако ж, чтобы такое славное и государству зело потребное дело наивяще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали мы: учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек Шляхетских детей от 13 до 18 лет как Российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». Учитывая, что «не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому б и к учению определить».

Тем самым в корпусе не только закладывались основы общеобразовательного направления в обучении взамен существовавшего до того профессионального, но было двойное назначение корпуса: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В этом заключалось существенное отличие российского кадетского корпуса от европейских.

Корпус решено было открыть в столице — в Петербурге, как средоточении культурного и научного потенциала государства. Ему отводился дом на Васильевском острове, ранее принадлежавший фавориту Петра I князю Меншикову, где все кадеты «для учения и житья с немалым покоем должны быть помещены по примеру прусского, датского и прочих королевских кадетских домов, дабы они столь меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем, как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении, над ними непрестанное имелось надзирание». В том же доме обязаны были проживать священник, часть офицеров, учителя и надзиратели.





В ноябре 1731 г. был утвержден устав, в соответствии с которым в корпус принимались исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте; учебный курс разбивался на четыре класса и в трех высших продолжался 5 или 6 лет. Корпус разделялся на две роты сотенного состава, причем 150 воспитанников набирались из дворян российских, а 50 человек - из эстляндских и лифляндских. В дополнение к Указу от 29 июля устав определил следующие предметы обучения: русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику. Предписывалось «упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и в солдатской экзерциции». Каждую треть года назначено производить кадетам частные, а в конце года - публичные экзамены, последние в присутствии самой императрицы или же «при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах».
Выпускные кадеты, «не быв в солдатах и матросах и в других нижних чинах», предназначались прямо на службу «в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщичьи, а которые больше знают - в подпоруческие и в поруческие, или тому подобные гражданские чины или ранги».

Официальное открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732 г. И хотя в этот день в нем числилось всего 56 воспитанников, уже в следующем месяце их оказалось более 300. К середине года был утвержден новый штат корпуса на 360 человек с разделением кадет на три роты.

В первые годы существования корпуса учебно-воспитательный процесс в нем налаживался с большими трудностями: не хватало преподавателей, уровень их подготовки, особенно методические навыки, оставляли желать лучшего. К тому же низкий уровень жалованья преподавателей и необеспеченность их жильем существенно ограничивали круг желающих преподавать в корпусе. Поэтому на преподавательские вакансии принимали всех желающих, без какого-либо конкурса или аттестации. Неудивительно, что в этот период уровень подготовки воспитанников корпуса оказался довольно посредственным. Так, в 1737 г. в одном из донесений в Сенат сообщалось, что свыше одной четверти кадет двадцатилетнего возраста «ни из каких наук ничего не разумели».

Постепенно усилиями главных директоров корпуса графа Б.-К. Миниха, князей В. А. Репнина, Б. Г. Юсупова, графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием; более тщательным стал отбор военных преподавателей и корпусных офицеров. Шире стали использоваться в воспитательных целях и для расширения гуманитарных знаний корпусные музей и библиотека.
Под руководством Ф. Г. Волкова, основателя первого постоянного русского профессионального театра, в кадетском корпусе, создается театральный кружок, своеобразный "кадетский театр", постановки которого пользовались большим успехом.

Танцеванию же кадетов Петербургского Сухопутного Шляхетского корпуса обучал выходец из Франции Жан Батист Ланде, которого теперь по праву считают основоположником профессионального хореографического образования в России.

продолжение следует...

____________________________________
В статье использованы материалы с сайтов: ru.wikipedia.org, www.hermes-sz.com, www.adjudant.ru, www.prlib.ru, www.ruscadet.ru, www.vaganova.ru
Tags: мир танца, мои проекты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments